«Москва-Сити»: высокие перспективы пробного шара
«Москва-Сити» – среди наиболее перспективных для девелопмента столичных площадок и опорных точек полицентричности нового вида столицы, на который в новой градостроительной доктрине сделан основной упор. Сити оказался первым пробным шаром в этом направлении, почему и стал таким проблемным и долгим инвестпроектом. Он начинался, когда у московских властей не было опыта в сфере коммерческого активного девелопмента. Потому же проект стал для всех участников хорошей школой.
По оценке главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, Сити – первый значительный шаг к заявленной еще в ее Генплане 1971 года полицентричной модели. В ближайшие годы центр столицы будет усложняться и растягиваться треугольником в сторону Сити, ЗИЛа и «точек роста», которые еще появятся.
План «русского Манхеттена» в промзоне набережной Москвы-реки был предложен Юрию Лужкову автором идеи архитектором Борисом Тхором и тогдашним главным архитектором города Леонидом Вавакиным. Они как в воду глядели: промышленному городу вскоре предстояло умирание. В зоне проекта пересекаются Москва-река и МКАД. Сейчас эти артерии переживают перерождение и превращение в новый столичный каркас из области препятствий, заброшенных мест и промзон.
Пока градостроительный потенциал Сити не использован в полной мере, не преодолена характерная для промзон оторванность от города. С начала проекта были ясны задачи сделать его проницаемым для города и «сшитым» уличной сетью с остальным городом. Те же задачи остаются сегодня.
Небоскребы уже стоят, в них работают люди, но на еще нет системы нормальной навигации и ориентации, взаимосвязи зданий с парковочным пространством, лобби и подъездов. Согласно комментарию Сергея Кузнецова, это пока бесконечная стройка, где в силу этого сложно пользоваться построенными объектами так же, как законченными частями города. Выходящие из зданий видят не улицы, заборы, задники, стены, загрузочные доки, шлагбаумы и парковки. По его мнению, в городской среде Сити должен реализоваться новый формат качества, при котором люди беспрепятственно попадают в лобби любых зданий, а те выходят на проницаемые улицы.
Еще одна проблема Сити – связь с ближайшими районами. Промышленная часть города здесь развивалась вокруг железной дороги, и жилая часть долгое время никак не связывались с промзоной. И сейчас попасть в Сити со стороны Шелепихи сложнее, чем из более отдаленных районов.
Создание общей композиции гигантского комплекса, который делают разные инвесторы и подрядчики, изначально непростая задача. Спиральная композиция проекта Бориса Тхора рассыпалась, когда кто-то начал строить выше, чем было запланировано, кто-то ниже, а число башен выросло вдвое. В изначальном варианте каждая башня имела точку обзора, откуда другие смотрелись как силуэты, объемы, скульптуры. Сейчас пространства, откуда можно любоваться архитектурой башен, нет.
Запланированная в Москва Сити башня Россия перешла в строительное ведомство бюро SPEECH. Оно же создало проект самой узнаваемой высотки проекта – башни Федерация.
«IQ-квартал» строят агентство ProjectNext и компания «Галс-Девелопмент». Они объявили конкурс на их концепцию и отдельно – на офисные помещения. Так как этот объект должен появиться раньше других, уже в этом году, у него есть шанс оказать влияние на офисы в Москва Сити в целом.
Такие проекты, как «Москва-Сити», нужны мегаполисам, утверждает Сергей Кузнецов. Они способствуют росту, появлению рабочих мест, притоку инвестиций, развитию инфраструктуры, новых проектов типа башнисити.москва, изменению облика города. Это его имиджевая составляющая: Сити уже стал новым «лицом» столицы.
Дата публикации: 2015-06-15 22:39:00
Источник: Архитектура Москвы
|